Задать вопрос
Вы можете уточнить интересующие вопросы любым удобным для Вас способом
VK
Telegram
Mail
WhatsApp

Урок 3. Решение задачи линейного программирование в Excel симплекс-методом

Статья с подробным разбором.
Математическая модель
Модель задачи из урока 1:
Целевая функция запишется в виде:
f = 4Х1 + 2Х2 +4Х3 + 3Х4 (мах)
Система ограничений на ресурсы:
10Х1 + 20Х2 +15Х3+18Х4≤250
1 + 5Х2 + 8Х3+ 7Х4 ≤40
15Х1 + 18Х2 +12Х3+ 20Х4 ≤100
1 + 12Х2 + 11Х3+ 10Х4 ≤80
Условия не отрицательности:
Хj ≥0 (j=1,4)
Каноническая форма задачи линейного программирования
Необходимо систему ограничительных неравенств модели привести к канонической форме.
В 1-м неравенстве (≤) вводим базисную переменную x5. В 2-м неравенстве (≤) вводим базисную переменную x6. В 3-м неравенстве (≤) вводим базисную переменную x7. В 4-м неравенстве (≤) вводим базисную переменную x8.
Получаем систему уравнений.
10x1+20x2+15x3+18x4+x5 = 250
5x2+8x3+7x4+x6 = 40
15x1+18x2+12x3+20x4+x7 = 100
8x1+12x2+11x3+10x4+x8 = 80
Матрица коэффициентов A = a(ij) этой системы уравнений имеет вид:

10

20

15

18

1

0

0

0

0

5

8

7

0

1

0

0

15

18

12

20

0

0

1

0

8

12

11

10

0

0

0

1

Получим первую симплекс-таблицу:

Базис

B

x1

x2

x3

x4

x5

x6

x7

x8

x5

250

10

20

15

18

1

0

0

0

x6

40

0

5

8

7

0

1

0

0

x7

100

15

18

12

20

0

0

1

0

x8

80

8

12

11

10

0

0

0

1

F(X0)

0

-4

-2

-4

-3

0

0

0

0

Решение с помощью симплекс-таблиц в Excel
Разрешающий столбец будет тот, у которого наименьшая оценка в строке целевой функции, в нашем случае это столбцы Х1 и Х3. Берём по порядку Х1.
Находим оценочное отношение, равное делением столбца свободных членов на соответствующий элемент разрешающего столбца.
Получим: (250/10=25; 40/0 ; 100/15=6.667; 80/8=10) = (25;  ; 6.667; 10)
Затем находим наименьшее оценочное отношение.
Min (25;  ; 6.667; 10) = 6.667
Оно соответствует строке с переменной Х7. Разрешающий элемент (15) находится на пересечении разрешающего столбца и разрешающей строки.
Первая симплекс-таблица
Пересчитываем следующую таблицу.
Первая итерация
Новый элемент таблицы:
НЭ = (СЭ∙РЭ - А∙В)/РЭ
СТЭ - элемент старого плана, РЭ - разрешающий элемент (8), А и В - элементы старого плана, образующие прямоугольник с элементами СТЭ и РЭ.
$D$6 – ячейка фиксируется и по строке и столбцу
С$6 - ячейка фиксируется по столбцу
$D4 - ячейка фиксируется по строке
Далее протягиваем формулу на все элементы таблицы.
Элементы, соответствующие разрешающей строке, находим делением их на разрешающий элемент.
Разрешающий столбец во второй таблице соответствует элементу Х3 (имеет отрицательную оценку в строке целевой функции), а разрешающая строка соответствует элементу Х6 (минимальное оценочное отношение. Разрешающий элемент: (8).
Получим:
Вторая симплекс-таблица
Пересчитываем следующую таблицу.
Вторая итерация
Новый элемент таблицы:
НЭ = (СЭ∙РЭ - А∙В)/РЭ
СТЭ - элемент старого плана, РЭ - разрешающий элемент (8), А и В - элементы старого плана, образующие прямоугольник с элементами СТЭ и РЭ.
$F$13 – ячейка фиксируется и по строке и столбцу
С$13 - ячейка фиксируется по столбцу
$F12 - ячейка фиксируется по строке
Далее протягиваем формулу на все элементы таблицы.
Элементы, соответствующие разрешающей строке, находим делением их на разрешающий элемент.
Получим.
Третья симплекс-таблица
Мы получили тот же результат, что и в уроке 1, где находили ответ с помощью надстройки «поиск решения».
Файл с решением:
https://t.me/smys_l/127
Заявка на услуги
Укажите наиболее удобный для ВАС способ связи
и с Вами свяжутся в ближайшее время
Загрузить свой файл
Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Условиями.
Made on
Tilda